Психолог, Собеседник, Человек.
+7 (985) 211-88-31

Яблоня от яблони

Печать

"Дети героя далеко не всегда бывают героями; еще менее верно то, что героями будут внуки"
Р. Эмерсон


Дом, где нет детей - холоден, одинок и печален. И какой бы ни был в нем достаток, ничто не сможет заменить детского лепета и радостного возгласа: "Мама пришла!" Это давно уже поняли на западе и в прессе мы все чаще находим строки - та или иная звезда усыновила ребенка, что давно уже никого не шокирует.

В наших российских детских домах малышей не меньше, чем за бугром. Но их усыновлять не спешат, сдерживаемые ложным чувством страха. А вдруг дурная наследственность вылезет на свет, вдруг не повезет?…Чаще всего беспокоятся, конечно же, об этом, забывая о том, а кто споет малышу колыбельную на ночь? И кто, вытирая слезы боли, подует на разбитую коленку? Забывают и мудрую русскую пословицу: "не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал".


Педагогическая запущенность

Ложку с кашей подносили ко рту. Сережка послушно размыкал губы, поглощал содержимое и тут же, смеясь, пузырями вываливал все на стол. Должно быть, это действительно могло насмешить, будь перед тобой годовалый малыш: ну балует кроха, с кем не бывает в младенчестве. Только не кроха сидел передо мной с размазанной по щекам кашей, а вполне взрослый ребенок - тринадцати лет от роду.
- Есть Сережка так и не научился, - вздыхает мать, вталкивая в рот ребенка очередную порцию овсянки. - Ложку сам с трудом держит, не говоря уж о вилке с ножом.
- А вы не пытались просто посадить его за стол, поставить тарелку с супом и дать ложку, - спрашиваю я. - И не ограничивать его во времени. За сколько съест, за столько и съест.
- Что вы! - мамаша безнадежно машет рукой. - Он же так весь день просидит. Проще и быстрее самой накормить. О твердой пище я уж молчу: разомнем котлету до фарша и еле-еле вталкиваем в него под кока-колу.
Тринадцатилетний Сережка вообще мало что умеет из того, что положено ребенку его возраста. До шести лет был знаком только с памперсами, горшок служил для него лишь игрушкой, сейчас не знает таблицы умножения, не понимает значений "больше" и "меньше", пишет так, что по сравнению с ним пресловутая курица слыла бы отличницей чистописания. А все интересы мальчика сводятся к расформированию игрушек на составные части да разбору штепсельных розеток. А еще он любит кричать, да так, чтобы стены дрожали, а родители в ужасе затыкали уши.
Учится Сережка, конечно же, не в обычной школе, ходит в специальную, хотя врачи не видят каких-либо серьезных отклонений в его развитии. Больше склонны к педагогической запущенности, даже инвалидности не дают.
- Да какая запущенность, - возмущается мать. - Наследственность это. Дурная наследственность. Мы ж его в трехмесячном возрасте усыновили. Он тогда даже головку не держал. Мартыновы (фамилия изменена по известным причинам) мечтали о ребенка с самого дня свадьбы, но не сложилось. Тогда и пришла мысль усыновить мальчика. Чтобы годами в очереди не стоять, говорят, будто даже взятку дали. А мальчик-то, как сетуют теперь, оказался с "дефектом".
- Вы любите Сережу? - осторожно интересуюсь я.
- А как же его не любить! Столько лет с ним маемся. Вон у него игрушек сколько! У соседского парня и трети нет. На Новый год обязательно Деда Мороза приглашаем.
С дорогими подарками. Сережка ему пожелания за месяц пишет. И в зоопарк ходим, и в музеи, и на карусели всякие. А по выходным в церковную школу. Знали бы вы какой у Сереженьки голос красивый, как он в хоре поет!
- Наказываете?
- Боже сохрани! Правда, когда уроки готовят, муж может за непонятливость подзатыльник отвесить.
- Сережа обижается?
- Не без этого. Даже грозит, когда вырастет, дать папе так, что тот не очухается. Детские причуды. В этот момент на кухню вбежал Сережка.
- Ма, я есть хочу!
- Не видишь, мы с тетей разговариваем, - одернула сына мать.
- Ну, ма… - канючил мальчик.
- Ладно, возьми вон конфетку!

Вошедший следом отец семейства попытался было возразить:
- Но ведь кормить же пора. Обед! Суп бы разогреть. Услышав вполне резонное замечание и в мой адрес тоже, я начала собираться.
- Не хочу супу, - заныл Сережка, - хочу конфету!
- А надо есть суп! - настаивал на своем отец. - Сладости потом.
Сережка покрутил головой, переводя взгляд с одного родителя на другого, и неожиданно выпалил:
- Мам, а давай выгоним папу!
Повисла тягостная пауза. Каждый думал о своем. А меня поразила даже не сама дикость фразы, хотя она прозвучала устрашающе. Поразило то, что мальчик предложил избавиться от человека, который проводил с ним большую часть времени, играя, занимаясь, читая и пытаясь научит хотя бы элементарным вещам.
Поразил и ответ матери:
- Сыночек, а как же мы без папы-то? Папы должны быть у всех…

Сколько динозавров должно быть в семье?

О счастливых семьях писать гораздо приятнее и радостнее. Глядя на веселую суету в доме, улыбка как-то сама собой не сходит с лица.
-Ветка! Тащи свои рисунки, - командует папа. - Покажем нашей гостье новую семью.
Пока трехлетняя кроха упархивает в другую комнату, тихо интересуюсь странным именем девочки - почему Ветка?
- А она сама себя так окрестила, - улыбается папа.
- Мы же ее два года назад удочерили, - поясняет мама. - Такой худышкой в дом привели. Я мыла ее в ванночке и приговаривала: "Ручки Веточки, ножки - палочки.
Веточка ты моя, Светочка". Так и повелось: " Я - Веточка".
Едва мама успевает договорить, в комнату вбегает малышка, которая давно уже перестала быть похожей и на веточку и на палочку. Круглая мордашка, розовые щечки, ясные открытые миру глаза. Она с гордостью раскладывает передо мной на столе стопку рисунков, поясняет, четко выговаривая слова:
- Сначала мы с папой нарисовали динозавра. Потом решили, что ему будет скучно одному и нарисовали динозавриху. Но вдвоем-то им тоже скучно и мы нарисовали маленького динозаврика. И дом для них. И садик. Получилась целая семья.
- Но ты сказала, что в этих рисунках чего-то не хватает, - лукаво заметил папа.
- Динозаврику нужна сестренка, тогда получится большая семья из четырех человек.
- А если добавить бабушку с дедушкой? - поинтересовалась мама.
- Тогда в семье будет шесть человек, - не задумываясь ответила Веточка. - Хотя нет, и это не семья, нужен еще один динозаврик - прадедушка. Тогда точно будет семь-я. Когда малышка убежала в детскую, я заметила, что для своего возраста она отлично говорит и умеет считать. На что родители ответили, что их дочь неплохо музицирует, с удовольствием учит английский, прилично читает и ходит на бальные танцы.
- А вы знаете, кто ее мать? - задала я весьма бестактный вопрос.
- Дрянь какая-то, - зло проговорил отец. - Ветка у нее третья, родила да бросила.
- А как же наследственность? - не менее бестактно заметила я.
- Это про то, что гены пальцем не раздавишь? - нахмурился отец. - Глупости! Главное, как воспитаешь ребенка…

Тогда кто же нам может достаться?

Третья история из разряда самых печальных. Ребенка в этой семье ждали почти пять лет, затем природа вроде расщедрилась, а потом взяла да и забрала свой "подарок". У Кати случился выкидыш.

Горе трудно описать словами, но время лучший лекарь. Все вроде бы забылось, только боль не переставала жить где-то там, внутри. Ну как спокойно пройти мимо играющих в песочнице малышей, как без слез смотреть ненавистную рекламу памперсов, какими путями обходить отделы детских одежек и игрушек?

Как-то Катя прочитала в газете о мальчике, которого после долгих мытарств усыновила уже многодетная семья. Подумала, осторожно поговорила об этом с мужем и тот тоже воспрял духом, ласково попросив:

- Только пусть у нас будет девочка…

Девочка так девочка. Даже имя придумали - Настенька. И Асей можно называть, и Настей, и Анастасией.

Решено - сделано. Только не тут-то было. Поначалу надо было в специальной службе опеки листик получить с огромным таким списком, каких врачей необходимо пройти. А еще диспансеры, в которых ты не должен состоять на учете. А еще обследование жилплощади, да справка из милиции "не был, не состоял, не участвовал"… Почти два месяца по инстанциям бегали. Тут конфеты, там сторублевочку… Да и люди у нас отзывчивые, ради такого дела готовы все сроки и инструкции обойти.

Осечка произошла лишь в одном месте - в кабинете врача психоневрологического диспансера. Умудренная жизнью докторица долго убеждала Катю не делать столь опрометчивого поступка, напоминая про те самые гены и дурную наследственность, пугала всяческими историями из жизни да о том, сколько семей - молодых да любящих - распалось из-за усыновленных детей, с которыми родители не смогли сладить.

- И от тебя муж уйдет, увидев как дитя два на два помножить не сможет, как слюнит будет пускать, да рожицы корчить. Вот у меня в приемной такая мамаша с мальчонком сидит. Не моя она пациентка, по доброте душевной помочь пытаюсь. Приглядись к ее глазам, боль да горе. Инвалидности добивается, а парнишка-то по всем меркам здоров. Так Катя познакомилась с мамой Сереженьки.

Дома все объяснила мужу, и респектабельная пара решила не рисковать с усыновлением ребенка от неизвестных родителей, все чаще подумывая о суррогатной матери. Оба пришли к выводу: хорошие родители детей не бросают. Тогда кто же им может достаться?..

Ольга Кириллова

Комментарии специалиста

Вам когда-нибудь приходилось приобретать новый, с конвейера отечественный автомобиль? Если нет, то спросите у тех кому пришлось: как, по каким критериям выбирали? Наверняка услышите стандартный ответ: завод-изготовитель, модель, цвет и…что говорят знакомые о "характере" их четырехколесного друга. Однако, все будут едины в одном мнении - на самом деле, это чистой воды лотерея. Повезет - не будешь горя знать, не повезет - будешь грезить о преимуществах иномарки…

Но это так, к слову, в качестве метафоры.

Машину, в конце концов, можно продать на запчасти, можно просто выбросить или подарить. А Человека?

Вопрос усыновления в действительности очень сложен и неоднозначен. На сегодняшний день существует как минимум два взгляда на предмет. Один базируется на психогенетической теории, суть которой сводится в общем-то к следующему: если где-то, в каком-то родовом колене была некая "червоточина", то бишь передающийся по наследству недуг, то где-то, когда-то, в ком-то он себя непременно проявит, вопрос только в ком, когда и в какой степени.

Специалисты работающие в этом направлении очень тщательно проводят анализ личной истории человека, изучают его генеалогическое древо, историю предков и т.д. Беда в том, что и в этом случае прогнозы лишь приблизительные.

Другой подход предполагает первостепенное значение социума, общества, среды в которой развивается человек. Отсюда, в зависимости от того благоприятна среда для развития нормального человека или нет и строят специалисты свои теории, выдвигают гипотезы и делают… предположения, прогнозы, но не более того.

Естественно, что люди решившие усыновить ребенка стараются получить максимум информации о перспективах, которые их ожидают и это понятно: речь идет не только о жизни ребенка, но и об их собственной жизни. Еще раз подчеркну: Человек не машина, не котенок или морская свинка для опытов. Усыновление это серьезный, жизненно важный шаг. И если Вы решаетесь на него то понимайте и отдавайте себе трезво отчет в том, что НИКТО и НИКОГДА не даст Вам 100% гарантию будущего благополучия или ада кромешного. Думайте и решайте САМИ. Не перекладывайте ответственность за свое решение на других.

В конце концов информация информацией, а жизненный путь мы торим себе сами с ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ и, конечно, ЛЮБОВЬЮ.


Синарёв Дмитрий Александрович, практический психолог Статья была опубликована: Газета "Новые Известия", 01.04.2008